Страницы

Наследие веков. Классический интерьер.

Классический интерьер является официозным, парадным , элегантным, респектабельным. В отделке помещений, как правило, используют дорогие отделочные материалы: дерево, лепнину, колонны, ткани и кожу. Исторически сложно назвать дату его появления. Эпоха Возрождения способствует развитию классического античного зодчества и искусства в целом. Именно в Древней Греции до н.э. сложились основные архитектурные ордера, принципы пропорциональности и гармонии.



Вообще, человеку без художественного образования, сложно определить само трудоемкое понятие  "классический интерьер". Поэтому так чаще всего называют привычное, стандартное представление о веянии "прошлого", некие  "классические" решения, то что отличается от современного дизайна. Кому-то такой интерьер может показаться слишком традиционным, скучным, однотипным. Но так кажется на первый взгляд. Тем не менее, классика может быть разная. От уютного кабинета с большим столом и стеллажами книг до холла театра. Классика французская или английская ? Испанское барокко или русское ?  В каждой стране классический интерьер впитывает особенности менталитета и географического положения.

Классику можно разделить на несколько направлений: барокко, рококо, классицизм и ампир. 

Все они между собой так или иначе переплетаются, сосуществуют и сменяют друг друга. Это связанно с развитием искусства, ремесла, правлением королей и вкусами двора. Например, английский "георгианский"  стиль XVII в. - смешение модного рококо и только привезенного с континента классицизма. Такие противоположные стили дополняли друг друга. В результате получился тот самый выдержанный английский интерьер. Далее  в Англии будет эпоха Королевы Виктории и, соответственно, изобильный  "викторианский" стиль со множеством безделушек и антиквариата. А в Испании, другая особенность: смешение с мавританскими мотивами, так как Пиренейский полуостров испытывал несколько веков арабское влияние.

"Барокко"
Помпезный и вычурный стиль распустился под жарким итальянским солнцем, как торжество жизни.  Именно здесь в "колыбели античности" началось Возрождение искусства Древней Греции. Большие просторные залы с высокими потолками и обилием росписи на стенах, плафонах (потолке), лепниной, позолотой, поражали великолепием. 

  Палаццио Медичи-Риккарди, Флоренция, Италия
Палацио Дориа Фамилия, Рим, Италия


Все вокруг будто оживало, появлялась динамика, игра света и тени. Мраморные скульптуры и узоры вовлекают в свой танец, а облака с ангелами на потолке создают ощущение нереальности.

Замок Линдерхоф, Франция

 Спальня Людовика II.Замок Линдерхоф,Франция

Цветовая гамма насыщенная, контрастирующая с мраморными скульптурами и лепниной: красно-бордовый, темно-бирюзовый, темно-синий, золотой. Орнамент растительный: гирлянды из листьев и плодов, ветви деревьев, изгибы акантового листа, ленточные плетения, волюты, картуши, маскароны. Всего много, все струится и извивается. В декоре используются гобелен, бархат, парча. Ткань украшается кистями,  вензелями и люрексом. Мебель изготавливается из мягких пород более пригодных для полировки и резьбы, инкрустируется слоновой костью, перламутром. Выгнутые ножки и высокая спинка, обилие подушек, балдахинов.  Освещение-хрустальные люстры, подсвечники и канделябры. В общем, всеобъемлющая пышность и богатство.



"Рококо"
Можно сказать следующий виток стиля барокко. Из Википедии: "..Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования ". Ведь действительно лепнина детализируется и начинает напоминать те самые окаменелые узоры.

Галерея S107, Юж.павильон J. Paul Getty Museum.
  Замок Augustusburg в Брюле,Германия

Стиль становится более изящным, аккуратным, ассиметричным, кокетливым и узорчатым. Барокко становится больше светским. Пространство уменьшается, появляется камерность и интимность. Даже театральность. В то время во дворце царит праздник жизни и наслаждения. Это время напудренных париков и бантов. В интерьере цветовая гамма выбеляется (нежно-голубой, дымчато-розовый, лиловый). Появляются передвижные ширмы, обои, китайский фарфор и много мелких деталей.
Охотничий домик Карла VII под  Мюнхеном, Германия 
Японская комната, Eggenberg Palace,Австрия

Дворец Neuwaldegg , Вена, Австрия
комод рококо


"Классицизм"
Художественный и архитектурный стиль  "классицизм" - образцовый, строгий, рациональный. Развитие получает во Франции - законодательнице тенденций того времени (17в.). Там формируют свои взгляды на античное искусство и архитектуру. Становится популярным  во времена строительной деятельности "людовиков" (королей Франции), как альтернатива пресыщенному уже итальянскому барокко. Тем не менее, в интерьерах встречается много барочных элементов.
Версаль,Франция
 

Арабесковый зал,Екатериненский дворец,С-Петербург, Россия


Уход от пышности можно проследить в построенном небольшом дворце на территории Версаля. Сначала он строился для фаворитки Людовика ХVI маркизы де Помпадур, но она скончалась до завершения строительства и домик перекочевал к другой официальной фаворитке мадам Дюбарри. А после восшествия на престол король преподнес  супруге Марии-Антуанетте. Такой маленький, выдержанный, стильный и уютный.

 Малый Трианон, Версаль, Франция

Спальня Марии-Антуанетты, Малый Трианон, Версаль
Зеркальный зал,Малый Трианон, Версаль

Архитектурные принципы "Большого стиля"  проникают в интерьер : регулярная строгая планировка, геометричность, осевая симметрия, сдержанность декора, архитектурные ордерные элементы, благородство отделки. Прямые линии, в отличие от барокко(!), доминируют и в этом их принципиальное отличие.



Стены, как правило,  декорируются цоколем из деревянных филенчатых панелей, бордюрами, пилястрами, колоннами, карнизами, нишами, зеркалами и картинами. Хотя этот стиль  был стилем придворно-аристократического искусства, в нем появлялось много буржуазных черт. Мебель величественная, аристократичная, без излишеств, с подчеркнутой геометрией. Дерево используется, конечно, ценных пород. Стали подчеркивать естественную красоту текстуры, меньше золотить и красить.

"Ампир"
Императорский стиль торжественный и победоносный. Это тот же классицизм, но более агрессивный, восходящий к  Императорскому Риму, культура которого основана на воинственности, величии, слиянии культур Средиземноморья. Расцветает  в эпоху НаполеонаI. Этому стилю так же соответствует четкая планировка и наличие архитектурных форм. Массивная мебель украшается резными фигурами животных, завитками, бронзой, позолотой. Ножки могут  выполнятся в форме львиных лап, грифонов, сфинксов и т.п. Ампир активно использует военную геральдику, дорогие трофеи, медальоны, барельефы, фрески, зеркала, шкуры, античные вазы, статуэтки. Для отделки стен используют и ткани (шелк, парча). Пол из мраморной мозаики с узором либо сложный паркет.
Букенгемский дворец, Лондон, Англия
кровать мебельного мастера Жоржа Жакоба

Большая гостиная, меблированная А.-Ш. Булем.
Большой шкаф, ок. 1710 Анре-Шарль Буль






Сейчас классический интерьер спустя время претерпел изменения и скорее носит уже адаптированный, смешанный, а иногда имитационный характер. Нетрадиционные решения пару  десятков лет назад, сейчас органично вписываются в наше представления о классике. Уже в конце18в. появляется эклектичность и приставка "нео" - неоклассицизм, необарокко и т.д.  Набирает обороты стиль "Фьюжн"- объединение стилистически противоположных вещей, неординарные сочетания и идеи. Стили смешиваясь, дают новый виток и с каждым разом их сложней классифицировать. В помещении собираются предметы разных времен и направлений. Каждый интерьер становится индивидуальным, вне рамок и традиций.