Классический интерьер является официозным, парадным , элегантным, респектабельным. В отделке помещений, как правило, используют дорогие отделочные материалы: дерево, лепнину, колонны, ткани и кожу. Исторически сложно назвать дату его появления. Эпоха Возрождения способствует развитию классического античного зодчества и искусства в целом. Именно в Древней Греции до н.э. сложились основные архитектурные ордера, принципы пропорциональности и гармонии.
Вообще, человеку без художественного образования, сложно определить само трудоемкое понятие "классический интерьер". Поэтому так чаще всего называют привычное, стандартное представление о веянии "прошлого", некие "классические" решения, то что отличается от современного дизайна. Кому-то такой интерьер может показаться слишком традиционным, скучным, однотипным. Но так кажется на первый взгляд. Тем не менее, классика может быть разная. От уютного кабинета с большим столом и стеллажами книг до холла театра. Классика французская или английская ? Испанское барокко или русское ? В каждой стране классический интерьер впитывает особенности менталитета и географического положения.
Классику можно разделить на несколько направлений: барокко, рококо, классицизм и ампир.
Все они между собой так или иначе переплетаются, сосуществуют и сменяют друг друга. Это связанно с развитием искусства, ремесла, правлением королей и вкусами двора. Например, английский "георгианский" стиль XVII в. - смешение модного рококо и только привезенного с континента классицизма. Такие противоположные стили дополняли друг друга. В результате получился тот самый выдержанный английский интерьер. Далее в Англии будет эпоха Королевы Виктории и, соответственно, изобильный "викторианский" стиль со множеством безделушек и антиквариата. А в Испании, другая особенность: смешение с мавританскими мотивами, так как Пиренейский полуостров испытывал несколько веков арабское влияние.
"Барокко"
Помпезный и вычурный стиль распустился под жарким итальянским солнцем, как торжество жизни. Именно здесь в "колыбели античности" началось Возрождение искусства Древней Греции. Большие просторные залы с высокими потолками и обилием росписи на стенах, плафонах (потолке), лепниной, позолотой, поражали великолепием.
Палаццио Медичи-Риккарди, Флоренция, Италия | Палацио Дориа Фамилия, Рим, Италия |
Замок Линдерхоф, Франция | Спальня Людовика II.Замок Линдерхоф,Франция |
Цветовая гамма насыщенная, контрастирующая с мраморными скульптурами и лепниной: красно-бордовый, темно-бирюзовый, темно-синий, золотой. Орнамент растительный: гирлянды из листьев и плодов, ветви деревьев, изгибы акантового листа, ленточные плетения, волюты, картуши, маскароны. Всего много, все струится и извивается. В декоре используются гобелен, бархат, парча. Ткань украшается кистями, вензелями и люрексом. Мебель изготавливается из мягких пород более пригодных для полировки и резьбы, инкрустируется слоновой костью, перламутром. Выгнутые ножки и высокая спинка, обилие подушек, балдахинов. Освещение-хрустальные люстры, подсвечники и канделябры. В общем, всеобъемлющая пышность и богатство.
"Рококо"
Можно сказать следующий виток стиля барокко. Из Википедии: "..Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования ". Ведь действительно лепнина детализируется и начинает напоминать те самые окаменелые узоры.
Стиль становится более изящным, аккуратным, ассиметричным, кокетливым и узорчатым. Барокко становится больше светским. Пространство уменьшается, появляется камерность и интимность. Даже театральность. В то время во дворце царит праздник жизни и наслаждения. Это время напудренных париков и бантов. В интерьере цветовая гамма выбеляется (нежно-голубой, дымчато-розовый, лиловый). Появляются передвижные ширмы, обои, китайский фарфор и много мелких деталей.
Галерея S107, Юж.павильон J. Paul Getty Museum. | Замок Augustusburg в Брюле,Германия |
Стиль становится более изящным, аккуратным, ассиметричным, кокетливым и узорчатым. Барокко становится больше светским. Пространство уменьшается, появляется камерность и интимность. Даже театральность. В то время во дворце царит праздник жизни и наслаждения. Это время напудренных париков и бантов. В интерьере цветовая гамма выбеляется (нежно-голубой, дымчато-розовый, лиловый). Появляются передвижные ширмы, обои, китайский фарфор и много мелких деталей.
Охотничий домик Карла VII под Мюнхеном, Германия | Японская комната, Eggenberg Palace,Австрия |
Дворец Neuwaldegg , Вена, Австрия | комод рококо |
"Классицизм"
Художественный и архитектурный стиль "классицизм" - образцовый, строгий, рациональный.
Развитие получает во Франции - законодательнице тенденций того времени (17в.). Там формируют свои взгляды на античное искусство и архитектуру. Становится популярным во времена строительной деятельности "людовиков" (королей Франции), как альтернатива пресыщенному уже итальянскому барокко. Тем не менее, в интерьерах встречается много барочных элементов.
Версаль,Франция |
Арабесковый зал,Екатериненский дворец,С-Петербург, Россия |
Малый Трианон, Версаль, Франция |
|
Спальня Марии-Антуанетты, Малый Трианон, Версаль | Зеркальный зал,Малый Трианон, Версаль |
Архитектурные принципы "Большого стиля" проникают в интерьер : регулярная строгая планировка, геометричность, осевая симметрия, сдержанность декора, архитектурные ордерные элементы, благородство отделки. Прямые линии, в отличие от барокко(!), доминируют и в этом их принципиальное отличие.
|
|
"Ампир"
Императорский стиль торжественный и победоносный. Это тот же классицизм, но более агрессивный, восходящий к Императорскому Риму, культура которого основана на воинственности, величии, слиянии культур Средиземноморья. Расцветает в эпоху НаполеонаI. Этому стилю так же соответствует четкая планировка и наличие архитектурных форм. Массивная мебель украшается резными фигурами животных, завитками, бронзой, позолотой. Ножки могут выполнятся в форме львиных лап, грифонов, сфинксов и т.п. Ампир активно использует военную геральдику, дорогие трофеи, медальоны, барельефы, фрески, зеркала, шкуры, античные вазы, статуэтки. Для отделки стен используют и ткани (шелк, парча). Пол из мраморной мозаики с узором либо сложный паркет.
Букенгемский дворец, Лондон, Англия | кровать мебельного мастера Жоржа Жакоба |
Большая гостиная, меблированная А.-Ш. Булем. | Большой шкаф, ок. 1710 Анре-Шарль Буль |
|
|
Сейчас классический интерьер спустя время претерпел изменения и скорее носит уже адаптированный, смешанный, а иногда имитационный характер. Нетрадиционные решения пару десятков лет назад, сейчас органично вписываются в наше представления о классике. Уже в конце18в. появляется эклектичность и приставка "нео" - неоклассицизм, необарокко и т.д. Набирает обороты стиль "Фьюжн"- объединение стилистически противоположных вещей, неординарные сочетания и идеи. Стили смешиваясь, дают новый виток и с каждым разом их сложней классифицировать. В помещении собираются предметы разных времен и направлений. Каждый интерьер становится индивидуальным, вне рамок и традиций.
|
|
|
|
|
|
|
|